Friday, Sep 21st

Последнее обновление06:35:08 AM GMT

Интересно Что и почем Калининградский трамвай — прошлое, настоящее и будущее

Калининградский трамвай — прошлое, настоящее и будущее

E-mail Печать PDF

Уникальная для России трамвайная система балансирует на грани жизни и смерти. Определяющей точкой в её развитии должен стать 2018 год.

Калининградский трамвай за свою историю пережил несколько периодов упадка и расцвета. Между тем, Калининграду в этом плане есть чем похвастаться: трамвайная система здесь является самой старой в России и ведёт свою историю с 1895 года. Тогда в Кёнигсберге — столице Восточной Пруссии — вместо вагона конки на линию впервые вышел трамвай. Стандартом для Кёнигсберга стала колея шириной в один метр — эта особенность городского трамвая оказала значительное влияние на его дальнейшее развитие.

Вагоны местного производства — их производили в Кёнигсберге на заводе «Штайнфурт» — быстро стало хозяевами путей в городе. Через сорок лет в городе действовали уже 15 маршрутов, причём вагоны на каждом из них были покрашены в собственный цвет.

После штурма Кёнигсберга в 1945 году и создания Калининградской области в составе СССР местные власти восстановили часть трамвайных маршрутов. Более полувека трамваи выступали в качестве основного общественного транспорта в Калининграде. 80-е годы стали для него периодом расцвета: по десяти маршрутам ходили две сотни вагонов. В отличие от большинства городов в России, в Калининграде трамвай без потерь прошёл через «лихие девяностые». Маршруты и трамвайные пути сохранялись, а вагоны — трамвайный парк состоял из чешских «Татр» — проходили своевременный ремонт.

Главный удар по калининградскому трамваю был нанесён с началом 2000-х годов. За десятилетие город лишился большей части маршрутов, а затраты на содержание подвижного состава в рабочем состоянии стали слишком велики. По словам главы Горсовета Андрея Кропоткина, сейчас город теряет на трамвае полмиллиона рублей в день.

Последний гвоздь в крышку гроба вбили реконструкции основных улиц Калининграда. Трамвайные пути для расширения проезжей части закатывали в асфальт, а проходившие по ним маршруты ликвидировали. Таким образом к нынешнему времени в Калининграде из десяти остались лишь два действующих маршрута и полсотни вагонов на ходу.

Городские власти неоднократно заявляли о своих намерениях развивать трамвайную систему. В частности, мэр Александр Ярошук предрекал этому виду транспорта «великое и замечательное будущее» — несмотря на то, что расширение маршрутной сети и масштабный ремонт изношенных рельсов не предполагаются. Оптимизма придаёт тот факт, что об отмене трамвайного движения речи не идёт. «Трамвай всегда был особенностью нашего города. И эту особенность нужно сохранить. И с эстетической, и с практической точек зрения этот вид общественного транспорта просто необходим», — отмечает замглавы Горсовета Олег Павлович Шкиль.

По словам Олега Шкиля, задачей властей является сохранение оставшихся маршрутов и обновление подвижного состава. В 2012 году был сделан первый шаг в этом направлении — в городе появился современный трамвай польской фирмы PESA. Он обошёлся Калининграду в полтора миллиона евро, однако на дальнейшее обновление денег в бюджете нет. Проблемы создаёт и пресловутая метровая колея — трамваи для таких уникальных систем (в России подобная действует только в Пятигорске) выпускают далеко не все производители.

Определяющей точкой в развитии калининградского трамвая должен стать 2018 год. К Чемпионату мира по футболу в городе планировали отремонтировать пути, запустить скоростной трамвай и вернуть движение по некоторым закрытым веткам. «Я бы возродил и так называемый исторический, экскурсионный, маршрут по улице Тельмана», — заявляет Олег Шкиль. Как отмечает Олег Шкиль, для этого городу следует активнее участвовать в федеральных программах по развитию общественного транспорта. К 2018 году в них уже попали Москва, Санкт-Петербург, Самара и Казань.